Научно-методический электронный журнал «Вестник экспериментального образования» 4 квартал 2024 г

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Оришев А.Б. БОЛГАРЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Orishev А.B. NORWEGIANS: SOCIOCULTURAL PORTRAIT
Настоящей статьей автор возвращается к ранее задуманному проекту – исследованию менталитета народов Европы, стартовавшему в 2017 г. Объект исследования – болгары. Предмет исследования – менталитет болгар, гендерные отношения в Болгарии, деловое общение в этой стране. Главный научный результат: изучив имевшуюся источниковую базу и проанализировав научные и научно-популярные статьи, используя современные методы социологии и других общественных наук, автор создал социокультурный портрет болгар.
Ключевые слова: Болгария; болгары; менталитет; гендер; деловой этикет; социокультурный портрет.
With this article, the author returns to a previously conceived project — a study of the mentality of the peoples of Europe, which started in 2017. The object of the study is the Bulgarians. The subject of the study is the mentality of Bulgarians, gender relations in Bulgaria, business communication in this country. The main scientific result: having studied the collected source base and analyzed scientific and popular science articles, using modern methods of sociology and other social sciences, the author created a socio-cultural portrait of Bulgarians.
Keywords: Bulgaria; Bulgarians; mentality; gender; business etiquette; socio-cultural portrait.
пдф
№ 244, дата публикации: 18.09.2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Пищелёва Е.Н. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Pishcheleva E.N. AREAS OF WORK ON THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
В статье раскрыто понятие «задержка психического развития»; описаны направления работы по формированию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, представлены основные приемы работы.
Ключевые слова: задержка психического развития, младшие школьники, коммуникативные навыки, направления формирования коммуникативных навыков.
The article reveals the concept of «mental retardation»; describes the areas of work on the formation of communication skills of primary school children with mental retardation, presents the basic techniques of work.
Keywords: mental retardation, primary school children, communication skills, directions of formation of communication skills.
пдф
№ 245, дата публикации: 19.09.2024

Гонина О.О., Копрова Е.Д. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Gonina O.O., Koprova E.D. FEATURES OF THE COGNITIVE COMPONENT OF SELF-ESTEEM OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
В статье обосновывается актуальность проблемы исследования когнитивного компонента самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Обобщаются результаты научных данных об особенностях самооценки у детей младшего школьного возраста данной нозологической группы, об особенностях развития когнитивного компонента самооценки ребенка в процессе его обучения в школе. Описываются результаты эмпирического исследования особенностей когнитивного компонента самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Ключевые слова: самооценка, когнитивный компонент, младший школьный возраст, умственная отсталость.
The article substantiates the relevance of the problem of studying the cognitive component of self-esteem of primary school children with mental retardation. The results of scientific data on the peculiarities of self-esteem in primary school children of this nosological group, on the peculiarities of the development of the cognitive component of a child’s self-esteem in the process of his schooling are summarized. The results of an empirical study of the features of the cognitive component of self-esteem of primary school children with mental retardation are described.
Keywords: self-esteem, cognitive component, primary school age, mental retardation.
пдф
№ 246, дата публикации: 21.11.2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Кузнецова Е.В. СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
Kuznetsova E.V. SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS RAISED IN SINGLE-PARENT FAMILIES
В статье проводится анализ особенностей социализированности подростков, воспитывающихся в условиях неполной семьи. Акцентируется внимание на том, что воспитание в неполной семье создает риски социально-психологической дезадаптации подростков вследствие определенных нарушений функционирования семейной системы, функциональной пустоты, возникающей из-за отсутствия реализации роли какого-либо родителя. Проектирование социально-психологического сопровождение социализации подростков, воспитывающихся в условиях неполной семьи, должно учитывать их личностные особенности, а именно: низкий уровень принятия себя, проблемы в социально-психологической адаптации, низкий уровень развития социальной компетентности, автономности, ответственности, проявления эмоционального неблагополучия, низкий уровень удовлетворенности жизнью. Данный факт определяет основные задачи и направления социально-психологического сопровождения социализации подростков, воспитывающихся в условиях неполной семьи.
Ключевые слова: подростковый возраст, социализация, социализированность, неполная семья, социально-психологическое сопровождение.
The article analyzes the peculiarities of socialization of adolescents brought up in a single-parent family. The article focuses on the fact that upbringing in a single-parent family creates risks of socio-psychological maladaptation of adolescents due to certain violations of the functioning of the family system, functional emptiness arising from the lack of realization of the role of any parent. Designing socio-psychological support of socialization of adolescents brought up in a single-parent family should take into account their personal characteristics, namely: low level of self-acceptance, problems in socio-psychological adaptation, low level of development of social competence, autonomy, responsibility, manifestations of emotional disadvantage, low level of life satisfaction. This fact determines the main tasks and directions of socio-psychological support of socialization of adolescents brought up in a single-parent family.
Key words: adolescence, socialization, socialization, single-parent family, socio-psychological support.
пдф
№ 247, дата публикации: 22.11.2024